понедельник, 15 августа 2016 г.

Обречен на успех


Каждый родитель надеется, что его ребенок будет хорошо учиться в школе. Но чуда не произойдет, если заранее не предпринять определенных усилий. Что же требуется для успешного обучения? Специалисты считают, что успех зиждется на четырех показателях. Это внимание, восприятие, мышление и память. Именно на них и следует делать упор в развитии малыша.


Оно такое разное.
Как известно, в раннем детстве преобладает непроизвольное внимание, то есть управлять им ребенок еще не может. Например, кроху, играющего в песочнице, легко отвлечет от лепки куличей появление соседа с машинкой. Карапуз быстро меняет вид деятельности, буквально бросается от одного к другому. В школе же ребенку понадобится произвольное внимание. И тут родители могут оказать ему услугу. Потренируйте свое чадо. Малышу 3—4 лет вполне по силам простенькие задания. Например, попросите сына или дочь вытереть со стола либо убрать игрушки в шкаф. Если вы будете последовательны, ребенок постепенно привыкнет действовать по инструкции взрослого. Кроме того, у малыша выработается чувство ответственности.
Научите ребенка переключать внимание. Поиграйте вместе. Скажите: «Сейчас я буду произносить разные слова: стол, стул, кровать, чашка, белка, карандаш, тетрадь. А ты похлопай в ладоши, когда я назову животное». Меняйте условия игры. Например, предложите малышу подпрыгнуть, когда он услышит слово, обозначающее посуду. Чтобы поддержать интерес ребенка, усложняйте задание, когда более легкий вариант уже освоен. Такого рода упражнения закрепляют навыки классификации предметов, учат быстро реагировать, распределять и переключать внимание. Играть можно и с несколькими детьми, внося элемент соревнования.
Многообразие мира
Развитие восприятия не менее важно для будущего школьника. В старшем дошкольном возрасте дети обычно хорошо различают цвет и форму, имеют представления о некоторых геометрических фигурах, соотносят свои знания со знакомыми вещами. Например, малышу ясно, если мама говорит: «Тетрадка — это прямоугольник». Сложнее дается понятие времени. Дольше всего ребенок учится определять, какая сейчас пора суток, что за время года за окном, какой месяц. Покажите малышу часы со стрелкой, пусть проследит ее движение по кругу и поймет, что значит минута. Чаще обсуждайте, какое сейчас время суток. Например, по дороге в детский сад напомните: «Мы всегда идем в группу утром, а забираю я тебя вечером. Вечером темно. Что ты обычно делаешь вечером в группе?» То же касается и времен года, месяцев, дней недели.
Мыслю и существую
В понятие мышление включается способность вашего малыша воспринимать такие, казалось бы, взрослые процессы, как анализ, синтез, суждение... Почему специалисты в один голос твердят о важности, например, игры, лепки или изобразительной деятельности. А потому что все они развивают способность к мыслительным операциям: обобщению, сравнению, абстрагированию, классификации, установке причинно-следственных связей, рассуждению.
В детском саду развитие мышления происходит на «уроках», посвященных окружающему миру, развитию речи. И здесь хорошим подспорьем оказываются кубики Никитина, блоки Дьенеша. Эти развивающие пособия можно использовать и дома.
Предложите сыну или дочке занимательную игру. Вы произносите первый слог какого-либо слова, а ребенок его заканчивает. Прямо так и начните: «Отгадай, что я хочу сказать? По...» Продолжать будет кроха. Всего предлагается 10 слогов: «по», «на», «за», «ми», «му», «до», «че», «пры», «ку», «зо». Фиксируйте не только правильность ответов, но и время. Если ребенок легко справляется с заданием, усложните его, увеличив количество слов, которые начинаются с одного и того же слога.
Или подберите серию картинок, где каждые три можно объединить по общему признаку, четвертая — окажется лишней. Например, чайник, кастрюля, тарелка, ручка. Пусть кроха уберет одну картинку. Спросите, почему выбор пал на нее и чем похожи картинки, которые он оставил. Какие признаки выделяет малыш: существенные или второстепенные. В нашем примере правильно убрать ручку, поскольку все остальное — посуда, а вовсе не потому, что ручка по форме не круглая.
А вот еще игра. Попросите кроху придумать, как использовать тот или иной предмет. К примеру, что можно делать с карандашом? Ребенок будет предлагать варианты: карандашом можно рисовать, писать, использовать его как палочку или как градусник для куклы...
Вспомнить все
Для обучения в школе требуется произвольное запоминание. Тренировка разных видов памяти (кратковременной, долговременной, зрительной, слуховой и т. п.) позволяет улучшить этот канал познания.
Игрой «В мешочек» можно занять малыша дома и в дороге. Первыми вступают взрослые. Один из них говорит: «Я положил в мешок яблоки». Другой добавляет: «Я положил — яблоки и бананы», и т. д. Сейчас главное — развить у крохи способность вспоминать и получать от этого удовольствие.
«Я — фотоаппарат». Предложите малышу «сфотографировать» человека или предмет. Кроха несколько секунд смотрит на письменный стол, а затем, закрыв глаза, перечисляет то, что он запомнил.
Период, когда ребенок готовится превратиться из дошкольника в первоклашку — интересная пора. Точнее, она может стать такой, если вы захотите. Помните, что не бывает готовых рекомендаций на все случаи жизни.
Воспитание и обучение — процесс индивидуальный, ведь каждый ребенок уникален.
Поэтому старайтесь проводить больше времени с малышом, относитесь к нему с любовью и уважением, не перегружайте, прислушивайтесь к нему. При необходимости обращайтесь к специалистам за помощью и советом. Успехов вам!
Наталия Крюкова, зам. директора центра дополнительного образования «Академия детства»
Журнал «Мой ребенок» апрель 2009

Комментариев нет:

Отправить комментарий